Скульптурная композиция Иосифа Чайкова «Футболисты»
← Вернуться: СтатьиОткрытие копии групповой скульптуры "Футболисты" состоялось в г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 4, между корпусами 1 и 2.
В 1949 году, во дворе была установлена гипсовая копия бронзового памятника созданного Чайковым. Спустя время, в 2019 г., была восстановлена в новом материале - литьевой камень с окрашиванием под бронзу.
Иосиф Моисеевич Чайков - известный скульптор, создавал скульптуры со сложными инженерными решениями, как бы пытаясь передать движение и полет. Этим задачам он посвятил всю жизнь, создавая удивительные и необычные скульптуры. Одна из таких - «Футболисты».
В 1928 году молодой скульптор Иосиф Чайков создал гипсовую миниатюру (в настоящее время находится в Третьяковской галерее), изображавшую двух игроков с мячом. С миниатюры, в этом же году, отлили бронзовую копию, которая находится в музее г. Смоленск.
В композицию включены 2 фигуры, создающие спиральную геометрическую форму, создающие ощущение движения и чувства невесомости. Во время борьбы за мяч спортсмены будто замирают.
Вся композиция опирается на одну ногу падающего спортсмена, которая осталась в контакте с землей, а его противник, в прыжке, пытается отобрать мяч. Его нога фиксируется в точке соприкосновения с мячом и ступней падающего игрока.
Уже в 1929 г. он публично показал ее на 3-ей выставке организованной обществом русских скульпторов.
Общество Русских скульпторов (ОРС) было направлено на объединение советских скульпторов и развитие скульптуры. За все время существования, ОРС организовало всего 4 выставки.
В стилистическом плане футболисты Чайкова, хотя и фигуративны по форме, при этом передают дух раннего советского авангарда.
С 1910 г. «Авангард» появился во всех сферах искусства. Сформировать общие черты невозможно, т.к. это смешение стилей проникающих друг в друга – эксперимент с формой и цветом, создающий новые концептуальные решения.
Создание скульптуры выпало на время культурных споров между сторонниками авангарда и теми, кто стремился к более востребованному и реалистичному стилю. Работы Чайкова стремились к «компромиссу» между реализмом и сохранением экспериментальной стилизации принятой ранним советским авангардом.
Искусствовед Александр Ромм описал этот стилистический компромисс как «конструктивный реализм». К началу 30-х годов авангард, в значительной степени, отвергнут советскими властями. А в 1934 году Социалистический реализм объявлен единственной официальной формой культуры, приемлемой для государства.
Смешение авангардистского и реалистического стилей оказался несколько несвоевременным, и «Конструктивный реализм» Чайкова был заброшен как проект, но не на долго.
Четыре года спустя, в 1938 году Иосифа Чайкова пригласили принять участие в оформлении Советского павильона на мировой выставке в Нью-Йорке, которая прошла в 1939 году.
Сложная по своей композиции скульптура вновь привлекла внимание. Было решено создать новую, увеличенную, версию и отлить ее в бронзе. Новые габаритные размеры композиции - 290х170х200(h) см. Впоследствии приняла окончательное название - «Футболисты».
В новой версии скульптурной композиции, нижняя фигура, по появившимся деталям костюма (перчатки и шерстяной трикотаж), стала распознаваться как вратарь. Движение и динамизм - типичные характеристики спорта (активно пропагандируемого, на то время, в Нью-Йорке), были успешно отражены в скульптуре.
Скульптура «Футболисты» на выставке имела огромный интерес со стороны публики.
По возвращению в Москву, скульптуру установили в сквере Третьяковской галереи, и она стала широко известной в столице.
Контакты
Свяжитесь с нами по телефону
+7 (977) 261-62-24 (Telegram & WhatsApp)
Или через почту
info@scultore.ru
Позвоните или напишите нам. Пообщаемся, Вы получите ответы на интересующие вопросы. Будем рады помочь.
Москва, Старомонетный переулок, 22, стр. 3