Скульптурная композиция Иосифа Чайкова «Футболисты»

Иосиф Моисеевич Чайков - известный скульптор, создавал скульптуры со сложными инженерными решениями, как бы пытаясь передать движение и полет. Этим задачам он посвятил всю жизнь, создавая удивительные и необычные скульптуры. Одна из таких - «Футболисты».

В 1928 году молодой скульптор Иосиф Чайков создал гипсовую миниатюру (в настоящее время находится в Третьяковской галерее), изображавшую двух игроков с мячом. С миниатюры, в этом же году, отлили бронзовую копию, которая находится в музее г. Смоленск.

В композицию включены 2 фигуры, создающие спиральную геометрическую форму, создающие ощущение движения и чувства невесомости. Во время борьбы за мяч спортсмены будто замирают.

Вся композиция опирается на одну ногу падающего спортсмена, которая осталась в контакте с землей, а его противник, в прыжке, пытается отобрать мяч. Его нога фиксируется в точке соприкосновения с мячом и ступней падающего игрока.

Уже в 1929 г. он публично показал ее на 3-ей выставке организованной обществом русских скульпторов.

Общество Русских скульпторов (ОРС) было направлено на объединение советских скульпторов и развитие скульптуры. За все время существования, ОРС организовало всего 4 выставки.

В стилистическом плане футболисты Чайкова, хотя и фигуративны по форме, при этом передают дух раннего советского авангарда.

С 1910 г. «Авангард» появился во всех сферах искусства. Сформировать общие черты невозможно, т.к. это смешение стилей проникающих друг в друга – эксперимент с формой и цветом, создающий новые концептуальные решения.

Создание скульптуры выпало на время культурных споров между сторонниками авангарда и теми, кто стремился к более востребованному и реалистичному стилю. Работы Чайкова стремились к «компромиссу» между реализмом и сохранением экспериментальной стилизации принятой ранним советским авангардом.

Искусствовед Александр Ромм описал этот стилистический компромисс как «конструктивный реализм». К началу 30-х годов авангард, в значительной степени, отвергнут советскими властями. А в 1934 году Социалистический реализм объявлен единственной официальной формой культуры, приемлемой для государства.

Смешение авангардистского и реалистического стилей оказался несколько несвоевременным, и «Конструктивный реализм» Чайкова был заброшен как проект, но не на долго.

Четыре года спустя, в 1938 году Иосифа Чайкова пригласили принять участие в оформлении Советского павильона на мировой выставке в Нью-Йорке, которая прошла в 1939 году.

Сложная по своей композиции скульптура вновь привлекла внимание. Было решено создать новую, увеличенную, версию и отлить ее в бронзе. Новые габаритные размеры композиции - 290х170х200 см. Впоследствии приняла окончательное название - «Футболисты».

В новой версии скульптурной композиции, нижняя фигура, по появившимся деталям костюма (перчатки и шерстяной трикотаж), стала распознаваться как вратарь. Движение и динамизм - типичные характеристики спорта (активно пропагандируемого, на то время, в Нью-Йорке), были успешно отражены в скульптуре.

Скульптура «Футболисты» на выставке имела огромный интерес со стороны публики.

По возвращению в Москву, скульптуру установили в сквере Третьяковской галереи, и она стала широко известной в столице.